Конфликтные ситуации в школе |
||||
Нет, не имеет. Обязанность учителя - так организовать занятия, чтобы ученики могли усвоить материал. Если этого по тем или иным причинам не удается добиться на уроке, то учитель может предложить вам дополнительные занятия после уроков, но заставлять посещать эти занятия запрещено.
Нет, не имеет. Для индивидуальных занятий могут быть использованы специальные часы из так называемого «школьного компонента». Эти часы оплачиваются учителю так же, как и обычные уроки, так что возможные аргументы учителя: «Мне эта работа не оплачивается, а бесплатно я работать не буду» - следует считать демагогией. Факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах, не могут быть платными.
Нет, не имеет. Вы имеете право на «свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом» (об этом, в частности, говорится в статье 50 Закона «Об образовании»). Поскольку факультативы и кружки относятся к так называемому дополнительному образованию, участие в них может быть только на добровольной основе. Если учитель грозит какими-либо карами за непосещение факультатива (например, говорит, что те, кто не посещает факультативные занятия, могут рассчитывать на отметку не выше «четверки»), то вы можете смело не обращать внимания на его слова. Если этот преподаватель попробует придираться к вашим ответам, занижать отметки, то следует обратиться к классному руководителю, завучу или в орган школьного самоуправления с требованием рассмотрения данной конфликтной ситуации. Скорее всего, учитель постарается представить все как недоразумение и если даже не получит взыскания, то во всяком случае не посмеет к вам придираться в дальнейшем.
Да, безусловно. Ваше право - выбрать тот или иной факультатив, но, выбрав, вы обязаны заниматься регулярно и серьезно, и в этом отношении нет никакой разницы между факультативом и обычными уроками. Учитель обязан отмечать в журнале для факультативных занятий каждый ваш пропуск. Если спустя какое-то время вы поняли, что неверно выбрали факультатив, то необходимо сразу же сообщить об этом преподавателю. Хотя вы, как правило, не получаете текущих оценок при изучении факультативного курса, итоговая оценка (обычно «зачет»-«незачет») может быть внесена в свидетельство об окончании основной (неполной) школы и даже в аттестат об окончании средней школы.
Нет. Если мероприятие (экскурсия, соревнование, встреча, праздник) не указано в учебном плане по какому-то школьному предмету, то вы сами решаете, участвовать вам или нет. Бывают мероприятия районного или городского масштаба. Учителя могут призывать учеников участвовать в них, просить их защитить честь школы, но заставлять их они не имеют права (это положение закреплено в статье 50 Закона «Об образовании»).
Безусловно, вы имеете право высказывать свое мнение на уроках, а учитель должен относиться к нему с уважением. Но к этому общему положению необходимо сделать важное уточнение. Следует различать объективный факт и ваше субъективное мнение по поводу этого факта. Например, фактом является то, что автор «Повестей Белкина» - А. С. Пушкин. А вот ответы на вопрос о том, зачем Пушкин создал образ рассказчика «покойного Ивана Петровича Белкина», могут быть разными, и это - именно разные мнения. То, что Ледовое побоище произошло в 1242 году - это исторический факт. А вот оценки роли этого события в истории Руси могут быть разными, и учитель не имеет права ставить вам «двойку» за то, что ваше мнение об этом событии не совпадает с его собственным. Факты надо знать и уметь использовать как аргументы в дискуссии, для подкрепления своего мнения. Но если кто-либо (неважно — ученик или учитель) выдает свое мнение за факт, то, разумеется, его оппонент может ему на это указать. Оценивая ответ ученика, учитель обязан, во-первых, оценить знание фактов, а во-вторых, умение строить на основании этих фактов выводы. Требовать же, чтобы эти выводы обязательно совпадали с его собственными (или изложенными в учебнике), преподаватель не имеет права. Если учитель нарушает вашу свободу мнений, то алгоритм ваших действий должен выстраиваться так же, как и в случае занижения учителем оценок.
В законе «Об образовании» нет никаких точных требований к внешнему виду учащихся (одежде, прическе, украшениям и прочему). В принципе, вопрос о внешнем виде относится к сфере частной жизни и к праву на самовыражение, которые защищены международным законодательством (например, статьями 8 и 10 Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод) и Российской Конституцией (статья 23).Единственное исключение - вопрос о сменной обуви. Необходимость таковой определяется не личными пристрастиями педагогов, а санитарно-гигиеническими нормами: | ученик должен быть в чистой, удобной для долгого пребывания в помещении обуви. Но никто не может требовать от учащихся обуви определенного типа (например, кроссовок). Разумеется, у учителя, как у каждого человека, может быть свое мнение о том, в каком виде следует приходить на занятия, и он может его вам высказать (в корректной, не оскорбительной форме и не при посторонних). Можно и прислушаться к вежливому совету, особенно если для вас это вопрос не принципиальный. С другой стороны, вы можете вежливо объяснить учителю, что, например, прическа - это необходимый элемент выбранного вами «имиджа», без которого окружающие просто вас не поймут или поймут неправильно. Если дело дойдет до открытого конфликта, то, скорее всего, школьная администрация признает вашу правоту, особенно если вас поддержат родители. Однако, прежде чем спорить с учителем, следует выяснить, нет ли в Уставе школы каких-нибудь специальных положений о внешнем виде и одежде учащихся. Во многих школах есть пункт об «опрятном внешнем виде» и «строгом, деловом стиле одежды». Поскольку вы вряд ли захотите начинать борьбу за изменение этого пункта Устава (это возможно, но потребует слишком много времени и нервов), то придется решать, насколько ваш внешний вид соответствует этим требованиям.
Безусловно, принудительный труд запрещен, и детский труд относится к принудительному труду. Дети могут привлекаться к общественно-полезному труду только на добровольной основе и во внеучебное время. Оценивая законность того или иного вида работ, вам следует учитывать несколько факторов: 1. Добровольность (кто и как принял решение о работе; существуют ли какие-либо наказания за неучастие в ней). 2. Посильность (например, запрещена переноска тяжестей свыше 3 кг). 3. Соблюдение всех санитарных норм (санитарно-гигиенические требования, во-первых, предусматривают привлечение к труду детей здоровых, а во-вторых, запрещают применять детский труд в некоторых видах работ: мытье окон и панелей; уборке и вывозе отбросов; работе, требующей обращения с ядохимикатами, красками, эмалями; ремонтных работах). 4. Учебно-воспитательное значение (осмысленность труда, наглядность результатов труда; вознаграждение за труд). Нужно различать учебные занятия (предметы типа «Домоводство», «Технология», «Труд») и внеклассную работу, в том числе трудовую практику. Учитель может требовать посещения уроков и выполнения учебных заданий, но не ремонта стульев или подметания школьного двора. Что касается летней трудовой практики, то положение о ней должно содержаться в Уставе, либо решение о ней принимается ежегодно педагогическим советом. В любом случае об организации практики ваши родители должны быть извещены заранее (об этом говорится в Постановлении правительства № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 года, пункт 47).
Нет, нельзя, если решение о том, как должно быть организовано дежурство, принято педагогическим советом или органом школьного самоуправления, а требования к дежурному посильны и понятны. Дежурство, как и содержание в порядке своего рабочего места (парты, рабочего стола с компьютером, станка), входит в понятие «самообслуживание». Но надо помнить, что педагоги обязаны учитывать мнение учеников и их родителей. Например, если родители считают, что дети вообще не должны убирать за собой классную комнату, они могут оплачивать дополнительный труд уборщицы, которая, как правило, обязана убирать только в коридорах, туалетах, рекреациях. Если класс не устраивает существующий порядок дежурства, то следует предложить свой вариант решения проблемы поддержания дисциплины на переменах и чистоты в классе.
Задача охранника — не пускать в школу посторонних, неизвестных ему людей, по внешнему виду или поведению которых он может предполагать, что они могут быть опасны. Значит, он обязан пропустить в школу ваших родителей, пришедших встретить вас после школы или побеседовать с учителями (исключение - специальное распоряжение директора школы о том, что такого-то человека пропускать не следует). Делать вам или вашим родным какие-либо замечания, не пускать их в школу (или не выпускать из школы) охранник имеет право лишь в том случае, если у него есть специальные письменные инструкции школьной администрации. Вам эти инструкции вряд ли покажут, но родители имеют право ознакомиться с любыми документами, относящимися к учебе и школьной жизни. В инструкциях может идти речь о допуске в школу ученика, опоздавшего к началу занятий. Например, охранник может попросить назвать фамилию и класс или отправить дежурного ученика за дежурным администратором. Но ни в коем случае охранник не имеет права не пустить ученика в школу, поскольку в учебное время именно педагоги отвечают за жизнь, здоровье и безопасность учеников. Не должен охранник и интересоваться причинами опоздания - это дело классного руководителя. Инструкции могут регламентировать порядок ухода учеников из школы до окончания уроков. Бесполезно обижаться на охранника, не открывающего вам входную дверь без записки от учителя (классного руководителя) или школьного медицинского работника.
Разумеется, охранник не прав. Его действия можно назвать «превышением его полномочий». Ведь охранник - не педагог. Не его дело - следить за дисциплиной учащихся, тем более - воспитывать вас дубинкой. И совершенно не важно, нарушили ли вы сами дисциплину (разумеется, если вы не избивали друг друга так, что была реальная угроза жизни одному из вас). Вам следует немедленно сообщить об этом избиении родителям, классному руководителю и обратиться в школьный медицинский кабинет. Далее вопрос об ответственности охранника будет решать директор школы. |